• [Bot]
Сейчас на сайте:
  • 1 гость
  • 1 робот
Яндекс цитирования

Деструктивные культы и деструктивные методы воздействия на психику людей в современной жизни

 

 Деструктивные культы и деструктивные методы воздействия на психику людей в современной жизни

(в статье использованы статьи Сафронова А.Г. «Новые формы религиозных организаций» и « Деструктивные культы и деструктивные методы воздействия на психику)

Статью прислал Епифанов Евгений.

Современный мир перевернул многие казавшиеся устоявшимися элементы культуры. Наиболее серьезные изменения претерпела религиозная жизнь. Появились такие формы религиозной деятельности как молитвенное собрание, семинар, съезд, религиозные спектакли, детские служения и т.д. Практически для всех подобных форм характерно плотное переплетение религиозных и светских элементов, богослужения и шоу.

На этническом фестивале «Благофест 2012» на Мастрюковских озерах

 проводились бесплатные многочисленные семинары и лекции о ведической культуре, подготовленные обществом «Сознания Кришны» в традиции  Прабхупады. Почти круглосуточно на фестивале исполнялись песни и музыка этой религиозной организации, современная электронная музыка со скрытым смонтированным текстом «Харе Кришна…». После окончания фестиваля я и многие его участники запомнили этот «долгоиграющий мотивчик»… Несмотря на заявленную благую программу – «пропаганды здорового образа жизни», чувствовался определённый психологический дискомфорт.

Одним из наиболее муссируемых понятий в религиоведческих исследованиях последних лет является понятие деструктивный культ. Согласно принятому определению это авторитарная иерархическая организация любой ориентации, разрушительная по отношению к естественному духовному, психическому и физическому состоянию личности (внутренняя деструктивность), а также по отношению к созидательным традициям и нормам, сложившимся социальным структурам, культуре, порядку и обществу в целом (внешняя деструктивность).

Другое определение, основанное на содержании психологических методов, дает Е. Волков: деструктивный культ - это такие группы и организации, которые используют крайние и неэтичные техники манипулирования для вербовки и удержания своих членов, имеют тенденцию прямо или косвенно осуществлять контроль мыслей, чувств и поведения своих приверженцев.

Несмотря на яркость подобных определений отделить деструктивные культы от "недеструктивных" достаточно сложно. Действительно, методы контроля сознания используются практически всеми ныне существующими социальными институтами. Интенсивность рекламы, в том числе социальной огромна. Политические кампании, так же как и средства массовой информации используют практически весь диапазон манипулятивных техник созданных современной психологией. Концепции информационной и психологических войн предполагают близкий к тотальному уровень контроля сознания и информированности членов общества. С другой стороны, любая религиозная, общественная и политическая группа преследует в своей деятельности свои интересы, которые достигаются в ущерб интересам других социальных групп.

Подобная аргументация привела ряд авторов к мысли о том, что проблема деструктивных культов в действительности является одним из мифов массового сознания искусственно раздуваемым некоторыми политическими и религиозными силами, прежде всего ортодоксальными церквями, теряющими последователей вследствие усилившегося увлечения неорелигиозными системами. Таким образом, более приемлемым представляется говорить не о "деструктивных культах", а о деструктивных методах воздействия на сознание людей в религиозных системах.

 Опишем кратко методы и результаты подобного воздействия используемых различными религиозными общинами. Перечень деструктивных изменений личности достаточно обширен, однако, обобщая значительные наблюдения можно выделить три группы деструктивных изменений личности.

1.     Диссоциация личности.

2.     Понижение уровня социальной адаптации.

3.     Возникновение неврозов. Повышение общей степени тревожности.

В свою очередь манипулятивные методы, используемые в религиозных организациях можно классифицировать следующим образом:

1.       Методы, основанные на групповом давлении.

2.       Методы внушения и гипноза.

3.       Методы, основанные на манипулировании информацией.

4.       Методы, основанные на индивидуальной психопрактике участника культа.

Зародившись первоначально, как коммерческие организации, мультилевелные структуры приобретают всё больше религиозных элементов. Разумеется, сами последователи соответствующих систем отрицают их религиозный характер, что с юридической точки зрения не дает возможности характеризовать их как таковые. Однако, вопрос о религиозности той или иной системы уже давно перестал быть легко разрешаемым в приложении ко многим из современных учений.

Для адекватной оценки воспользуемся, описанным в представлении религии как совокупности четыре составляющих:

1.Религиозного образа,

2.Систем мифов,

3.Символов

4.Ритуалов.

Действительно, в деятельности подобных структур присутствует религиозный образ - фетишизированный "продукт", ритуалы (презентации, поздравления), символы (статусные атрибуты) и собственная внутренняя мифология. Так, по одной из историй, Гербалайф возник на основе проработки Хьюзом (основателем системы) привезенных им с Тибета 4 тысяч собранных там (по другим версиям распространителей 5 тысяч украденных) рецептов лекарств из трав. Аналогичную легенду о происхождении одного из своих средств, рецепт которого якобы был найден в гробнице китайского императора рассказывают представители фирмы "ньювейс". Мифологизирована также польза, приносимая подобными средствами. При вербовке новичкам показываются фотографии одних и тех же людей, представленных на одних снимках безобразно оплывших жиром или пораженных кожными заболеваниями, на других - стройными красавцами с чистой кожей. Неизвестно являются ли такие снимки подлинными, однако эксплуатация мифологемы "Чудесное исцеление" налицо.

Различные авторы приводят дополнительные признаки, позволяющие идентифицировать подобные системы как религиозные культы:

1.     Наличие мистических элементов. Некоторые продавцы говорят об "энергетической заряженности" продукта, "эмоциональных качелях" и т.д. В торговле Гербалайфом" некоторое время принимал участие центр Джуны Давиташвили.

2.     Убежденность в обладании абсолютной истиной. Нетерпимость или, по меньшей мере, снисходительное отношение к иным точкам зрения, конкурирующим товарам.

3.     Активный прозелитизм является неотъемлемой обязанностью адептов вовлекать в культ новых членов. По словам продавцов, зарплату им "платят не за количество проданного продукта, а за количество обученных", то есть за количество вовлеченных, завербованных. За каждого завербованного, подписавшего контракт, чьи данные пошли в компьютер, завербовавшему начисляются очки. Данная позиция наглядно иллюстрируется словами Хьюза: "Мы не торговцы, мы - миссионеры".

4.     Претензии на "харизматическое" лидерство. Среди распространителей есть такое понятие, как "вдохновение свыше", провозглашение особой мудрости и требование беспрекословного согласия с властью и привилегией. В некоторых системах пропагандируется и поддерживается культ личности основателя, подобно культу Марка Хьюза, "доброго президента и основателя" Гербалайфа.

Ряд признаков, присущих мультилевелным структурам позволили некоторым авторам отнести их к разряду деструктивных культов . К таким признакам относят:

1.     Чрезмерная необоснованная закрытость фирмы: фирма активно работает, но при этом старается быть невидимой; отсутствие открытой рекламы продукции фирмы, сотрудники при продаже товара открыто фирму не афишируют, запрещение сотрудничающим с фирмой упоминать даже название продукта в средствах массовой информации; распространение продукта фирмы "от сердца к сердцу", то есть из рук в руки и за наличные; жесткая градация персонала фирмы по уровням посвящения в объективную информацию о фирме и ее целях; неординарные формы заключения контрактов фирмы со своими работниками, например, подписавший контракт с фирмой не является ее работником, а лишь сотрудничает с ней, покупая ее продукцию на свои деньги для распространения;

2.     Применение техник контроля сознания: вновь прибывшие сотрудники проходят специальный курс обучения, целью которого является не столько научить их торговать или привлекать новых сотрудников, сколько формирование специфического взгляда на мир и, прежде всего фирму и ее продукт. У многих сотрудников мультилевелных структур наблюдаются такие признаки зомбированности сознания как изменения тембра, манеры и скорости речи в процессе разговора о продукте, неспособность воспринимать критику в адрес фирмы. Отметим, что изменения речи характерны и для некоторых неохристианских проповедников западной ориентации, которые начинают говорить на религиозные темы с явно английским акцентом.

3.     Создания у сотрудников фирмы "культового менталитета", которые сводятся к следующему:  

o   формируется убеждение, что "цели оправдывают средства", и что любое действие приемлемо постольку, поскольку оно способствует целям фирмы;

o   культивирование в среде сотрудников фирмы повседневного пользования продукцией фирмы;

o   в фирмах оздоровительной направленности - использование специальных диет: сотрудникам рекомендовано питаться исключительно по методикам фирмы с постоянным потреблением продукта фирмы;

o   поддерживание элитарной ментальности, т.е. убежденности в принадлежности к элитарному, избранному обществу, использующему "революционный" метод приобщения здоровью, новой жизни и т.п., особый культовый стиль жизни;

o   превращение фирмы из работы в смысл жизни.

4.     Существование уровней иерархии и различных степеней посвящения в задачи фирмы.    В некоторых мультилевелных системах существуют определенные значки, соответствующие каждому уровню посвящения, которые работники фирмы обязаны носить; при этом фирма организована по принципу финансовой пирамиды, на верхушке которой находятся само руководство фирмы и ограниченный круг высокооплачиваемых руководителей среднего звена, а низовые структуры получают весьма ограниченные доходы.